на главную

о компании

проекты

партнёры

контакты

прайс-лист

карта сайта

     

 

Некоторые пояснения к некоторым критериям
 

Горбачев В.Г., 1996г.

 

 

на предыдущую страницу


1. Возможность создания иерархических слоёв объектов со своими специальными методами отображения на карте.

Всем хорошо известен традиционный подход, который и реализован во всех ГИС; имеется одноуровневый список слоёв, которые выводятся в определённой последовательности.

В списке же критериев оценки ГИС декларируется иерархия слоёв, которая предполагает, что некоторая группа в чём-то однотипных слоёв (например, реки, озёра, пруды) объединяются в суперслой Водные ресурсы. Этот суперслой, в свою очередь, может быть объединён в слой ещё более высокого порядка вместе со слоями других пространственно распределённых по территории ресурсов: Лесные ресурсы, Поля и др., которые сами являются комплексами слоёв более низкого, чем они, порядка. 

Такие иерархии позволяют группировать слои по заданным признакам, облегчая работу с муниципальными картами, где типов объектов очень много и их линейный список будет просто не умещаться на экране. Иерархия позволяет их группировать и управлять отображением этих групп «всем скопом».

 

2. Возможность создания многоуровневых слоёв объектов (аналогично файловой системе UNIX или Windows с ярлыками) со своими методами отображения на карте.

Этот критерий является дальнейшим развитием предыдущего. В соответствии с ним ГИС, предоставляя возможность группировки слоёв в группы, а их - в семейства и т.д., позволяет ещё и группировать ссылки (ярлыки) на слои, которые (ссылки) можно группировать и в другие группы. Таким образом, слой может «входить» за счёт ссылок одновременно в различные группы, метагруппы и т.д., позволяя создавать группы слоёв по тематикам.

Здесь имеется полная аналогия с файловой системой Windows 95, где файл (слой) входит в состав одной папки, но ссылки на него (ярлыки) допускается группировать во множество других папок. Папки, в свою очередь, также укладываются в папки более высокого порядка, а также могут иметь ссылки на себя из других папок. 

 

3. Объектно-ориентированная идеология построения классов (с наследованием свойств классов)

Уже в названии определено, что понимается под этим критерием. Если читатель не знаком с сутью объектно-ориентированного подхода и понимает его как географы и картографы (а они понимают его неправильно), то для пояснения сути критерия лучше обратиться к программистам, пишущим на C++, Object Pfscal (Delphi), Smalltalk и др.

Объектно-ориентированная система построения слоёв является продолжением критериев по п.1 и п.2. 

 

4. Возможность создания каждым пользователем своей группы слоёв для работы, независимо от системы слоёв других пользователей.

Каждый пользователь смотрит на карту по-своему - не так как специалисты других предметных областей. Поэтому действительно городская ГИС, объединяющая в работе над одной электронной картой несколько её представлений, должна позволять каждому пользователю создавать свои группы слоёв со своими стилями отображения. Эти стили не обязательно в общем случае совпадают со стилями оформления других пользователей. Таким образом, геоинформационной системе нужно указать предметную область, которой принадлежит созерцающий карту специалист, а она должна подгрузить на карту те объекты, которые зарегистрированы в этой предметной области и отображать объекты так, как это принято в данной предметной области. Структура слоёв, - особенно, если они организуются в иерархические или многоуровневые слои, -также должна соответствовать предметной области, с представлением которой эта ГИС в настоящий момент работает.

 

5. Поддержка технологии "динамических" топологических отношений (постоянное обеспечение корректной межобъектной топологической структуры при редактировании объекта или переносе).

Этот метод был впервые реализован нами в середине 1995г. в ГИС «Альбея», а затем, судя по печати, в ArcView GIS. Суть его состоит в том, что, если оператор пытается перенести узел объекта в другое место, то топология объекта сохраняется корректной. 

Можно посмотреть и шире.

Например, если перемещаемый узел связан топологически с узлом другого объекта, то изменение формы первого объекта приводит к изменению формы смежного с ним объекта (ведь его узел - общий с перемещаемым). Указанная идеология должна предполагать, что оператор присваивает объектам статусы «жёсткий» или «гибкий». Первый сохраняет форму при перемещениях его как целого. При этом смежные объекты (если они объявлены как «гибкие» изменяют свою форму вслед за перемещаемым жёстким объектом). То же самое происходит, если жёсткий объект изменяет форму под воздействием оператора. Смежный с ним гибкий объект также изменяет форму. А вообще здесь лучше посмотреть ГИС «ИнГео».

 

6. Поддержка технологии концептуальных топологических отношений.

Можно почитать статью автора в Информационном бюллетене ГИС-ассоциации №5(7) 1996г.

 

7. Сшивка растра из фрагментов, отсканированных сканерами в единое растровое поле произвольных размеров и последующая векторизация объектов по растру.

Существует попланшетная идеология векторизации; сначала векторизуют каждый планшет до последнего курятника, а потом пытаются сшить векторные изображения планшетов в единое (векторное) поле. Иногда это удаётся.

Лучше, на мой взгляд, поступать наоборот: сначала сшить все растры планшетов, а затем векторизовать объекты как единые целостные объекты, невзирая на границы между планшетами (поскольку этих границ уже нет). Проблем - много меньше. Поэтому указанный критерий присутствует в системе критериев и предполагается значительно более желательным, чем попланшетный подход.

 

8. Ввод объектов с экрана дисплея по растровой подложке с непрерывным обеспечением топологической корректности объекта.

Объект при создании сразу поддерживается в топологически корректном виде. Это означает, например, что полигон создаётся сразу замкнутым и иначе его создать нельзя. Следовательно, не требуется впоследствии выполнять операцию построения топологической структуры. Как это делается, можно посмотреть в ГИС «ИнГео», где объекты сразу топологичны, а межобъектная топология может устанавливаться (и это рекомендуется) непосредственно при создании объекта.

 

9. Заливка полигона символом из заданного (фиксированного) множества.

Очевидно, что некоторые системы имеют заданное множество возможных символов, которые может использовать система. Расширять это множество или невозможно, или существуют сильные ограничения.

 

10. Заливка полигона произвольным символом, конструируемым пользователем в интерактивном режиме и содержащимся в библиотеке.

В более «разумных» ГИС символы можно конструировать в интерактивном режиме. Число типов символов в таких системах не ограничено. Вопрос лишь в возможностях генератора новых символов.

 

11. Возможность изменения стиля отображения объектов слоя в любое время со сменой вида отображения всех объектов, для которых изменен стиль.

Во многих ГИС стиль, один раз созданный для отображения объектов некоторого слоя, затем при всём желании изменить уже нельзя. Это - плохо. В хороших ГИС стиль можно изменить в любое время, - даже тогда, когда вся карта уже сделана. Есть, конечно, ограничения. Например, точечный символ на полигон запросто переназначить нельзя. Впрочем, большинство ГИС в понятие стиля слоя не вводят тип геометрии объекта, а ограничиваются только цветом линий, ограничивающих объект, и типом штриховки.

 

12. Возможность задания для каждого объекта (но не класса объектов!) нескольких геометрических стилевых форм, что позволяет выполнять анимационные операции с объектом, по команде активизируя новый стиль из множества допустимых для данного класса объектов.

В некоторых приложениях нужно, чтобы один и тот же объект в зависимости от значения некоторого поля в его семантической таблице изменял бы форму (стиль). Например, задвижка колодца может находиться в трёх состояниях: «закрыта», «открыта», «сломана». При этом изображается она на карте по-разному. Следовательно, стиль отображения для объекта «задвижка» должен быть параметрически зависимым.

Опять же не все ГИС понимают стиль, как элемент, определяющий форму объекта.

 

13. Возможность двухуровневого администрирования системы: администратор множества ГИС (например, общегородской администратор), администратор организации, группа пользователей, пользователь.

Это нужно в тех случаях, когда ГИС планируется применять в городе одновременно на многих предприятиях. Причём, работать они должны с одной картой. К некоторым слоям им должен быть запрещён доступ на редактирование. Например, некоторые слои ведёт городское архитектурное управление. Никто не должен мочь их редактировать. Тем не менее, ГИС с электронной картой передаётся в другие организации, которые хотят по карте рисовать свои слои. К примеру, ГТС хочет рисовать свои коммуникации. Но дома им редактировать нельзя - это прерогатива архитектурного управления. Многие ГИС построены таким образом, что администратор системы слишком важный, поскольку именно он устанавливает права на доступ к слоям разным пользователям. Если архитектура доступа - двухуровневая: операторы-администратор, то передача карты в другую организацию приведёт к тому, что администратора все равно могут заставить разрешить доступ на редактирование к слою Дома. - И пошло-поехало...

Критерий, который здесь разъясняется, требует, чтобы над администратором в ГТС мог быть ещё и суперадминистратор - один на город, - которому разрешено ограничивать некоторые права администраторов ГИС в предприятиях. Это и есть двухуровневое администрирование. Без него единственный выход для города - создавать распределённую базу данных и тиражировать данные по каналам связи. Не все до такого "коммунизма" дошли, поэтому анализируемый критерий будет ещё долгое время актуальным, поскольку позволяет и сегодня создать в городе единую карту, которую не всякий может редактировать как ему хочется.

 

на предыдущую страницу

.

 

 карта сайта   к началу страницы